четверг, 24 октября 2013 г.

Визуальный заход (VISUAL APPROACH)

ВИЗУАЛЬНЫЙ ЗАХОД (VISUAL APPROACH): ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

ВВЕДЕНИЕ
Данная работа предназначена для специалистов ОВД, лётного состава и других заинтересованных лиц. По ряду причин, в настоящее время «Визуальный заход на посадку» (VISUAL APPROACH) почти не используется. Автор считает, что для популяризации этого вида захода необходимо обобщить данные из авиационных руководящих документов и изложить в наиболее понятной для специалистов форме. Целью работы является разъяснение понятия и порядка применения «Визуального захода на посадку» (VISUAL APPROACH). Для написания этой работы использовались: Воздушный Кодекс РФ, авиационные правила, действующие в РФ, документы ИКАО, статьи в СМИ и другие публикации.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ЗАХОД «ВЧЕРА» И «СЕГОДНЯ»
«Визуальный заход на посадку», а по-английски «VISUAL APPROACH» широко используется в зарубежных аэропортах с целью облегчения работы пилота и диспетчера, экономии времени и топлива. На сегодняшний день, в России этот вид захода не запрещен к применению, его описание в авиационных правилах соответствует рекомендациям ИКАО. Но, в подавляющем большинстве случаев, после запроса экипажем выполнить «VISUAL APPROACH»  диспетчер не выдает разрешения.
Возникает вопрос: почему? Аргументы приводятся следующие: «визуальный заход не предусмотрен ИПП аэродрома», «нет опубликованной схемы такого захода», «экипаж врежется в гору, если будет нарушать схему», «необходимо рассчитать и опубликовать зону визуального маневрирования», «иностранцы должны выполнять наши схемы, соблюдать наши правила» и тому подобное.
Подобные объяснения идут напрямую из прошлого, а именно из НПП ГА-85 [13]. Требования  выполнять визуальное маневрирование в пределах установленной зоны визуального маневрирования (ЗВМ), методики расчёта размеров этой зоны для каждой категории ВС идут из положений п.5.16. НПП ГА-85. Следует отметить, что описание «Визуального захода на посадку по НПП» почти полностью совпадает с описанием «Визуального маневрирования (полёт по кругу)» или «CIRCLING APPROACH» Doc 8168 [8].
«Термин «визуальное маневрирование» (полет по кругу) используется для описания визуального этапа полета после завершения захода на посадку по приборам. Визуальное маневрирование выполняется с целью захода воздушного судна для посадки на ВПП, расположение которой не подходит для выполнения захода на посадку с прямой» глава 4 Doc 8168 ИКАО «Правила аэронавигационного обслуживания. Производство полётов воздушных судов».  
В аэропорте Пулково процедура наиболее близкая по смыслу к «VISUAL APPROACH» ИКАО применяется с 1993 года, однако, если рассматривать её детально, то и она имеет признаки процедуры «CIRLCLING»[14].
Ничего похожего на процедуру ИКАО «VISUAL APPROACH» в НПП не было, за исключением определения самого термина. Вследствие того, что это две совершенно разные процедуры, на земле и в небе возникала путаница.
Чтобы ликвидировать путаницу, нужно отделить друг от друга такие понятия как «ВЗП по НПП» и «Визуальный заход на посадку по ИКАО / VISUAL APPROACH». Для наглядности, можно вывести следующее:

«ВЗП ПО НПП» ≈ «ЗАХОД ПО КРУГУ/CIRCLING APPROACH»                            «ВЗП ПО НПП» ≠ «ВИЗУАЛЬНЫЙ ЗАХОД НА ПОСАДКУ/VISUAL APPROACH»

Чем сегодня мы руководствуемся и что подразумеваем, когда говорим о визуальном заходе на посадку?
В новых Федеральных авиационных правилах «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» (ФАП-128) [4] появились положения определяющие, что такое «визуальный заход на посадку» и как он выполняется:
визуальный заход на посадку - заход на посадку при полете по ППП, когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не выполнена и заход выполняется при наличии визуального контакта с наземными ориентирами;
3.87. Визуальный заход на посадку на контролируемом аэродроме выполняется по разрешению органа ОВД после доклада экипажа об установлении визуального контакта с ВПП и (или) ее ориентирами.
C введением в действие документа регламентирующего работу органов ОВД Федеральные авиационные правила «Организация воздушного движения в Российской Федерации» (ФАП ОрВД) [3] были отменены Типовые технологии работы диспетчеров УВД, Правила фразеологии (ФАП РС-109). В ФАП ОрВД также появились положения, касающиеся применения визуального захода на посадку. Более того, в ФАП ОрВД процедура инициирования и разрешения визуального захода на посадку прописана очень подробно:
Визуальный заход на посадку - заход на посадку при полете по ППП, когда схема захода на посадку по приборам частично или полностью не соблюдается и заход выполняется по визуальным наземным ориентирам.
5.6. Разрешение воздушному судну, выполняющему полет по ППП, на выполнение визуального захода на посадку запрашивается экипажем воздушного судна или инициируется органом ОВД. В последнем случае требуется согласование с экипажем.
5.6.1. При инициировании визуальных заходов на посадку орган ОВД должен учитывать воздушную обстановку и метеорологические условия.
5.6.2. Органом ОВД выдается разрешение на выполнение визуального захода на посадку воздушному судну, выполняющему полет по ППП, при условии:
а) экипаж имеет возможность поддерживать визуальный контакт с ВПП и ее ориентирами;
б) сообщаемая нижняя граница облаков соответствует или превышает высоту, на которой начинается начальный участок захода на посадку воздушного судна, получившего такое разрешение, или
в) экипаж сообщает, что метеорологические условия позволяют выполнять визуальный заход на посадку и посадку.
6.10.6. Орган ОВД может начать векторение воздушного судна для выполнения визуального захода на посадку при условии, что сообщаемая нижняя граница облачности выше установленной минимальной высоты векторения и метеорологические условия позволяют полагать, что визуальный заход на посадку и посадка могут быть выполнены.
6.10.7. Разрешение на выполнение визуального захода на посадку выдается только после доклада экипажа об установлении визуального контакта с ВПП и/или ее ориентирами, после чего векторение прекращается.

Как видно из п.5.6.2. ФАП ОрВД диспетчер выдает разрешение на выполнение визуального захода на посадку ВС, выполняющему полёт по ППП при соблюдении двух условий.  Кроме этого пунктом 5.6. существует возможность «инициирования визуального захода» диспетчером.
Несмотря на положения действующих в РФ авиационных правил, до сих пор возникают вопросы: на основании чего можно разрешить «VISUAL APPROACH» если его нет в схемах захода? Должны ли присутствовать схемы «VISUAL APPROACH» в  ИПП/сборнике аэронавигационной информации? Если его нет в схемах ИПП/сборника,  будет ли это считаться нарушением порядка выполнения полётов?
Если рассматривать полёты иностранных ВС, сперва следует обратиться к главному авиационному документу - Воздушному кодексу РФ:
Статья 79. Международные полеты воздушных судов
1. Международный полет воздушного судна - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
2. Международные полеты воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации, общепринятыми принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
3. Правила международных полетов воздушных судов, аэронавигационная информация относительно международных воздушных трасс, международных аэропортов и открытых для международных полетов воздушных судов аэродромов, а также другая информация, необходимая для осуществления международных воздушных сообщений, публикуются в Сборнике аэронавигационной информации Российской Федерации.
4. Международные полеты воздушных судов выполняются на основе международных договоров Российской Федерации или разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
5. Опознавательные знаки воздушных судов иностранных государств должны сообщаться эксплуатантами уполномоченному органу в области гражданской авиации до начала выполнения международных полетов.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
6. Для выполнения полетов воздушных судов иностранных государств в воздушном пространстве Российской Федерации эксплуатанты обязаны предоставить уполномоченному органу в области гражданской авиации сведения о страховании или об ином обеспечении ответственности за причинение вреда третьим лицам и воздушным судам. Условия такого обеспечения устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Подпункт 2 статьи 79 ВК РФ говорит о необходимости соблюдения иностранными пилотами законодательства РФ:
·        воздушный кодекс, административный кодекс, уголовный кодекс и т.д.;
·        другие законы РФ.

Все Федеральные авиационные правила написаны во исполнение статей главного авиационного закона России – Воздушного кодекса. Например, для ФАП-128, это  статьи 67, 68, 69, 71, 74, 79, пункт 2 статьи 87, пункты 1 и 2 статьи 114 ВК. Для ФАП ОрВД-293, это статья 2 ВК и пункт 134 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ. Для ФАП-362, это статья 71 ВК.
Возвращаясь к международным полётам, подпункт 2 статьи 79 ВК РФ указывает необходимость выполнять такие полёты в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права. (Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации, 7 декабря 1944 г.). Но в РФ, все пользователи воздушного пространства обязаны выполнять в первую очередь воздушное законодательство РФ, которое должно быть максимально приближено к Стандартам ИКАО.
В PANS ATM Doc 4444 ICAO,  порядок использования «VISUAL APPROACH» описан так:
6.5.3 Визуальный заход на посадку
6.5.3.1 В соответствии с условиями, изложенными п. 6.5.3.3, разрешение воздушному судну, выполняющем полет по ППП, на выполнение визуального захода на посадку может быть запрошено летным экипажем или выдано диспетчером. В последнем случае требуется согласование с летным экипажем.
6.5.3.2 Диспетчеры принимают меры осторожности при обеспечении визуального захода на посадку, если есть основания считать, что соответствующий летный экипаж не знаком с аэродромом и его окрестностями. При инициировании визуальных заходов на посадку диспетчеры должны также учитывать превалирующее движение и метеорологические условия.
6.5.3.3 Воздушному судну, выполняющему полет по ППП, может выдаваться разрешение на выполнение  визуального захода на посадку при условии, что пилот имеет возможность поддерживать визуальный контакт с наземными ориентирами и:
a) сообщаемая нижняя граница облаков соответствует уровню, установленному для начального участка захода на посадку воздушного судна, на котором выдается такое разрешение, или превышает этот уровень; или
b) пилот сообщает, находясь на уровне начального участка захода на посадку, или в любой момент полет по схеме захода на посадку по приборам, что метеорологические условия позволяют достаточно уверенно полагать, что визуальный заход на посадку и посадка могут быть выполнены.

Как видно, данные рекомендации ИКАО были взяты за основу для пунктов 5.6, 5.6.1., 5.6.2. ФАП ОрВД.  
Подпункт 3 статьи 79 ВК РФ отсылает экипажи иностранных ВС готовиться к полёту в воздушное пространство РФ, ознакомившись с данными опубликованными в сборнике аэронавигационной информации. Не лишним будет изучить некоторые положения ФП ИВП-138:
1. Настоящие Федеральные правила, разработанные в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации и Конвенцией о международной гражданской авиации, подписанной в г. Чикаго 7 декабря 1944 г., устанавливают порядок использования воздушного пространства Российской Федерации в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства.
2. "аэронавигационная информация" - информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных;
24. Экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры  управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются данными, опубликованными в аэронавигационной информации.

На основании ст.79 ВК РФ, п.1, 2, 24 ФП ИВП иностранные экипажи выполняют полёты в соответствии с международными нормами, предварительно изучив опубликованные в АИП различия правил и схемы полётов в районах аэродромов.
Российские экипажи обязаны соблюдать требования Воздушного кодекса, выполнять полёты в соответствие с Федеральными правилами ИВП, федеральными авиационными правилами. Согласно п.24 ФП ИВП экипажи и диспетчеры руководствуются данными опубликованными в аэронавигационной информации.
Служба аэронавигационной информации берет данные из ИПП, полученные НОТАМ, и после их анализа и форматирования, публикует их в сборниках. Поэтому знание ИПП иностранными и российскими экипажами ограничено опубликованной аэронавигационной информацией в сборниках и НОТАМ. Знать «всё что написано в ИПП» экипажи не обязаны.

Далее мы изучим положения, опубликованные в сборнике АИП, касающиеся правил полётов с 2.3.1 по 2.3.8., которые описывают действия экипажа, а также действия диспетчера.
В пункте 2.3.2. АИП ENR 1.5-3 25 JUL 13 экипаж в дополнительной информации может указать другую систему захода, которую он собирается использовать. Вход и снижение для захода на посадку выполняется только по разрешению или указанию диспетчера УВД (п.2.3.1., п.2.3.3. АИП ENR 1.5-3 25 JUL 13). Диспетчер подтверждает выбранную экипажем систему или рекомендует другую систему захода.  Это прописано в п.2.3.5. АИП ENR 1.5-3 25 JUL 13: «диспетчер передает экипажу: подтверждение о выбранной экипажем системе или выполнении визуального захода на посадку, если выбранная экипажем система отличается от работающей, диспетчер рекомендует другую систему захода на посадку».
Примеры фразеологии радиообмена указаны п.1.3.2. ФАП «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации», изучив которые становится понятно, как пилот может запросить VISUAL APPROACH, и как диспетчер его может разрешить или «инициировать/разрешить». (1.3.2. «о» ФАП радиосвязи-362). Этот порядок, также соответствует общепринятой практике радиосвязи, изложенной в приложении 10 к Чикагской конвенции.
Наконец, изучим опубликованные схемы захода на посадку по приборам. Для примера, возьмём АИП AD 2.1. UHMA-87 19 SEP 13 (STAR для ВПП 01), UHMA-88 19 SEP 13 (STAR для ВПП 19), UHMA-97 19 SEP 13 (INSTRUMENT APPROACH CHART для ВПП 01), UHMA-98 19 SEP 13 (INSTRUMENT APPROACH CHART для ВПП 19) можно увидеть, что упоминания «визуального захода на посадку» или «VISUAL APPROACH» в них нет.  Но, исходя из того, что НПП больше не применяется, а 
«ВИЗУАЛЬНЫЙ ЗАХОД ПО НПП/CIRCLE-TO-LAND» ≠ «ВИЗУАЛЬНЫЙ ЗАХОД НА ПОСАДКУ ИКАО»
Опубликованных схем визуального захода не должно быть. Это может быть карта визуального захода, если нет других карт определенного масштаба.  Расчета каких-либо схем, зон визуального маневрирования по категориям ВС и даже минимумов аэродрома не требуется. Визуальный заход выполняется с разрешения органа ОВД либо частично с соблюдением схемы ППП, либо полностью без соблюдения схемы, по усмотрению экипажа ВС, при соблюдении условий п.5.6.1. и 5.6.2 ФАП ОрВД.
Таким образом, схема захода ППП (это может быть СТАР) выполняется частично, или даже полностью не выполняется. Даже сразу после входа в район аэродрома, при соблюдении нескольких условий (см. ниже) и готовности выполнять визуальный заход, экипаж имеет полное право запросить такой тип захода, а диспетчер, имеет полное право разрешить VISUAL APPROACH, или рекомендовать другую систему захода (п.5.6.1. ФАП ОрВД при конфликтном движении или несоблюдении других условий п.5.6.2. ФАП ОрВД).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диспетчер, не дающий разрешение на выполнение «визуального захода на посадку» «VISUAL APPROACH» без весомых причин, при хорошей погоде и отсутствии конфликтного движения, не выполняет требований авиационных правил РФ. Диспетчер создает трудности самому себе, но еще большие трудности он создает экипажам ВС (больший расход топлива при соблюдении полной схемы). Следует отметить, что применение/не применение этой процедуры может повлиять на уровень удовлетворенности пользователями воздушного пространства услугой АНО.
Влияние на безопасность полётов при применении «визуального захода на посадку» «VISUAL APPROACH» будет незначительным, при соблюдении условий указанных в 5.6, 5.6.1., 5.6.2. Федеральных авиационных правил «Организация воздушного движения в Российской Федерации».
Для специалистов ОВД необходимо проводить розыгрыши полётов и тренировку на тренажере с применением процедуры «Визуального захода на посадку» «VISUAL APPROACH» и используемой фразеологии.
Данную работу необходимо предоставить для ознакомления руководящего и лётного  персонала авиапредприятий.

Следует еще раз подчеркнуть, что «визуальный заход на посадку» «VISUAL APPROACH» могут использовать любые пользователи воздушного пространства РФ. Отсутствие порядка использования такого захода в ИПП аэродромов, АИП, сборниках аэронавигационной информации не может являться причиной отказа от его применения.

Список использованной литературы

1.     Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
2.     Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138
3.     ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293
4.     ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128
5.     ФАП «Порядок осуществления радиосвязи в воздушном пространстве Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 26.09.2012 N 362
6.     «Конвенция о международной гражданской авиации» (заключена в г. Чикаго 07.12.1944).
7.     PANS ATM Doc 4444 ICAO
8.     Doc 8168 ICAO
9.     Сборник АИП России
10.  Агафонов В.И. «Почему визуальный заход на посадку не находит применения в России?». Статья в Интернет. http://www.aex.ru/docs/4/2012/2/27/1520/ 27.02.2012г.
11.  Агафонов В.И. «Обращение в Минтранс России». Статья в Интернет. http://www.aex.ru/docs/4/2012/9/11/1633/ 11.09.2012г.
12.  Александров Э.М., Ключников Ю.И. «Практика обслуживания воздушного движения при выполнении международных полётов», Учебный Центр УВД, г.Санкт-Петербург 2003
13.  Наставление по производству полётов гражданской авиации СССР (НПП ГА-85) утв. приказом МГА СССР от 8 апреля 1985 г. N 77 (утратил силу)

14.  Приказ Росаэронавигации от 20 сентября 1993г. № дв-123/38 «О внедрении в практику гражданской авиации визуальных заходов на посадку воздушных судов 1-3 класса»

 Петров А.К. диспетчер-инструктор ОНУДВС
вторая редакция от 01.12.2013г.

6 комментариев:

  1. Да только воз и ныне там... Будем ждать светлого будущего. Спасибо за труд

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо большое,читая получил удовольствие и испытал гордость за то что есть в России не равнодушные к нашей некомпетентности в области авиационной.Значит есть шансы еще у нас!

    ОтветитьУдалить
  3. Всё очень грамотно изложено.Спасибо ! Но , для мелкой авиации , выполняющей полёт по ПВП - какой заход разрешать? Если нет захода по ПВП .

    ОтветитьУдалить
  4. Вопрос следующего характера: до какой минимальной высоты воздушное судно имеет право снижаться в районе аэродрома при выполнении визуального захода на посадку?

    ОтветитьУдалить
  5. Я Хелена Джуліо з Еквадору, я хочу добре поговорити про пана Бенджаміна на цю тему. надає мені фінансову підтримку, коли всі банки у моєму місті відхилили моє прохання надати мені позику у розмірі 500 000,00 доларів США, я намагався отримати все можливе, щоб отримати позику у моїх банків тут, в Еквадорі, але всі вони відмовили мені, оскільки кредит у мене був низький, але з Божою милістю я дізнався про пана Бенджаміна, тому вирішив спробувати подати заявку на позику. з доброю волею вони нададуть мені позику в 500 000,00 доларів США. запит на позику, який мені відмовили мої банки в Еквадорі, було надзвичайно чудовим з ними вести бізнес, і зараз мій бізнес іде добре. електронною поштою / контактом WhatsApp, якщо ви хочете подати заявку на позику у них. 247officedept@gmail.com WhatsApp контакт: + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить