воскресенье, 11 октября 2015 г.

Порядок аварийного оповещения

ФГУП «Госкорпорация по ОрВД»
филиал «Аэронавигация Северо-Востока»
Анадырский центр ОВД

ПОРЯДОК АВАРИЙНОГО ОПОВЕЩЕНИЯ

автор:  Петров А.К. диспетчер-инструктор ОНУДВС
08 июня 2015г.

Угольные копи
2015

Введение
Данная работа предназначена для специалистов ОВД – руководителей полётов,  старших диспетчеров, диспетчеров осуществляющих непосредственное управление движением воздушных судов,  диспетчеров полётно-информационного обслуживания, диспетчеров планирования и других заинтересованных лиц. Целью работы является определение персоналом ОВД случаев, в которых они обязаны выполнить аварийное оповещение, разъяснение порядка аварийного оповещения в различных ситуациях, в зависимости от вида обслуживания воздушного движения, применительно к зоне ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока».

Основные руководящие документы.

Схема №1. Основные руководящие документы регламентирующие поиск и спасание и аварийное оповещение,  а также локальные документы применительно к филиалу «Аэронавигация Северо-Востока» и его структурным подразделениям.

Определение случаев, когда требуется аварийное оповещение.

Диспетчер, в зависимости от вида обслуживание выполняет несколько задач, как вместе так и по отдельности. Эти задачи описаны в п.2.4. ФАП ОрВД:
2.4. Задачами обслуживания воздушного движения в зависимости от вида обслуживания являются:
а) предотвращение столкновений между воздушными судами;
б) предотвращение столкновений воздушных судов, находящихся на площади маневрирования, с препятствиями на этой площади;
в) ускорение и поддержание упорядоченного потока воздушного движения;
г) предоставление консультаций и информации, необходимых для обеспечения безопасного и эффективного производства полетов;
д) уведомление соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказание таким организациям необходимого содействия.

Аварийное оповещение, которое мы рассматриваем в данной работе, предназначено для решения задачи, указанной в подпункте "д" пункта 2.4 ФАП ОрВД.  Для правильного и своевременного уведомления соответствующих организаций, а именно координационных центров поиска и спасания, очень важно чётко и своевременно определить «Нуждается ли воздушное судно в помощи поисково-спасательных служб?»

Каждая нестандартная ситуация с воздушным судном по своему уникальна, поэтому руководители полётов, старшие диспетчеры смены обязаны правильно классифицировать событие. В период работы, именно руководители в смене, будут определять стадию аварийного оповещения и давать команду на подачу специальных сообщений согласно ТС. В каких-то ситуациях, когда бедствие очевидно, экипаж объявил «бедствие» быстро определить ситуацию как аварийную достаточно легко. В тех случаях, когда бедствие не очевидно, чёткого доклада от экипажа о «бедствии» не поступало, возникает неопределенность, что может вызвать игнорирование ситуации или объявление «ложной тревоги». Игнорирование ситуации  всегда хуже «ложной тревоги», ведь иногда, для спасения жизней решающими являются минуты и даже секунды – чем быстрее подоспеет помощь, тем лучше. Полностью проигнорировав «сомнительный» или предполагаемый аварийный случай, можно подвергнуть риску жизни людей. В этом случае, не выполняются задачи ОВД и безопасность полётов ставится под угрозу.
В спорной ситуации, диспетчеру сначала следует выяснить подробности у экипажа (или, если это возможно у его представителя), а потом уже выполнять необходимые действия по аварийному оповещению совместно с руководителем полётов или старшим диспетчером. Необходимо помнить, что сигналам оповещения или аварийной стадии всегда можно дать «отбой».
Чтобы разрешить большую часть спорных моментов, надо знать, что попадает под определение терпящего или потерпевшего бедствие воздушного судна.

Статья 86 Воздушного кодекса РФ.
Терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно.
1. Воздушное судно признается терпящим бедствие, если такому судну или находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий членов экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и место нахождения которого неизвестно.
2. Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома.
3. Терпящее или потерпевшее бедствие воздушное судно подлежит немедленному поиску и спасанию.

Таким образом, согласно подпункту 1 статьи 86 ВК РФ воздушное судно терпит бедствие если:
-        воздушному судну угрожает опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа (пожар, разгерметизация, отказ двигателя, нарушение прочности, управляемости и т.п.);
-        находящимся на борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена действиями самого экипажа (например: больной с критическим состоянием на борту, захват ВС и т.п.);
-        с воздушным судном потеряна связь, а местонахождение его неизвестно.

Соответственно, согласно подпункта 3 статьи 86 ВК РФ воздушное судно терпящее или потерпевшее бедствие подлежит немедленному поиску и спасанию. В случае если ВС признано терпящим или потерпевшим бедствие, специалисты ОВД обязаны немедленно осуществлять аварийное оповещение.
В случаях потери радиосвязи с ВС аварийное оповещение также обязательно.
В случаях, если воздушное судно не признаётся потерпевшим или терпящим бедствие, но специалист ОВД уверен, что существует (или существовала) угроза безопасности полётов, по команде руководителя полётов (старшего диспетчера) составляется первичное донесение об авиационном событии (сообщение ALD), без аварийного оповещения (сообщение ALR). Дополнительно специалисты ОВД могут пользоваться Добровольной системой сообщений по безопасности полётов.

Схемы оповещения
Рассмотрим нижнюю часть схемы №1. Специалисты ОВД во всех случаях, в не зависимости от диспетчерского пункта, зоны, времени работы аэропортов руководствуются «Схемой оповещения и вызова дежурных сил и средств при поступлении информации о бедствии и при авиационных и чрезвычайных происшествиях, авиационных инцидентах в границах ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока» (Далее – Схема оповещения филиала) (Схема №3).
При авиационном событии на аэродроме, в пределах его контролируемой территории (до ограждения) или если аварийное ВС следует на аэродром Анадырь для посадки, диспетчер в дополнение к Схеме оповещения филиала руководствуется «Схемой оповещения расчётов АСК аэропорта по сигналам «Тревога» и «Готовность», а также при кризисных ситуациях во время работы аэропорта по регламенту» (Далее по тексту – Схема оповещения аэропорта), которая приведена ниже (Схема №2).

Схема 2. Схема оповещения расчётов АСК аэропорта по сигналам «Тревога» и «Готовность», а также при кризисных ситуациях во время работы аэропорта по регламенту.

Рассмотрим Схему оповещения аэропорта Анадырь (Схема №2), которая входит в «Аварийный план аэропорта Анадырь» и составлена на основании раздела «Аварийно-спасательное обеспечение полетов» ФАП «Подготовка и выполнение полётов», РПАСОП ГА-91, Инструкции по поиску и спасанию в ДВ регионе, ФАП-350.

Раздел «Аварийно-спасательное обеспечение полетов» ФАП ПиВП
п.8.7. Аварийно-спасательное обеспечение полетов в гражданской авиации осуществляется в целях своевременного оказания помощи пассажирам и экипажам воздушных судов, терпящих бедствие на аэродроме и в районе аэродрома.
п.8.9. В зависимости от обстановки подаются следующие сигналы оповещения:
"Тревога" - в случаях, когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 минут;
"Готовность" - в случаях, когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 минут и более.

Согласно Схемы №2 диспетчер УВД (пункт ОВД) сообщает о событии РП и ГОПВД, после чего диспетчер ГОПВД по циркуляру ГГС объявляет сигнал «Тревога» и «Готовность». Сигнал «Тревога» или «Готовность» ГОПВД передает по команде РП смены используя циркуляр ГГС. Дополнительно, по схеме №2, если авиационное событие произошло при взлёте или при посадке, диспетчер СДП или «Вышка» использует звуковую сигнализацию пожарной охраны и вызывает дежурные ПСР (пожарные автомобили) по радиосвязи.
При отсутствии на аэродроме ГОП ВД (например КДП МВЛ в отделениях), сигнал оповещения «Готовность» или «Тревога» по циркуляру объявляет диспетчер ОВД отделения.
Далее изучим «Схему оповещения филиала».


Схема №3. «Схема оповещения и вызова дежурных сил и средств при поступлении информации о бедствии и при авиационных и чрезвычайных происшествиях, авиационных инцидентах в границах ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока»
Схема №3 составлена на основании раздела IX. Аварийное оповещение ФАП ОрВД, Табеля сообщений, ФАП «Подготовка и выполнение полётов», РПАСОП ГА-91, Инструкции по поиску и спасанию в ДВ регионе, ФАП-350.
Рассмотрим аэродром «Анадырь», на котором базируется поисково-спасательное ВС и Анадырская РПСБ.
Если событие происходит (произошло) вне контролируемой зоны аэродрома Анадырь, далее 8 км от КТА или без ожидаемой посадки на нём, диспетчер (как правило МДП или ЦПИ) подает сигнал «Готовность» или «Тревога» только дежурному экипажу поискового воздушного судна и в регионально-поисковую спасательную базу – согласно синим стрелкам на схеме №3 диспетчер сообщает спасателям Анадырской РПСБ, экипажу дежурного ПСВС непосредственно по телефону. Циркуляр оповещения согласно схемы №2 не используется.
Согласно п.3.1.9. и 3.1.10. Инструкции по поиску и спасанию в ДВ регионе:
-              сигнал «ГОТОВНОСТЬ» подается, если ВС находится в аварийной стадии «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» или «ТРЕВОГИ»;
-              сигнал «ТРЕВОГА», если ВС находится в стадии «БЕДСТВИЕ».
 «Схема оповещения филиала» используется круглосуточно при любом авиационном событии в районе ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока» и обязательна к исполнению всеми специалистами занятыми ОВД и диспетчерами планирования.

Аварийное оповещение согласно раздела IX.ФАП ОрВД.

ФАП ОрВД п.9.1. Аварийным оповещением обеспечиваются:
а) все воздушные суда, обеспечиваемые диспетчерским обслуживанием;
б) воздушные суда, представившие план полета, и по возможности все другие воздушные суда, известные органам обслуживания воздушного движения из других источников;
в) любые воздушные суда, в отношении которых известно или предполагается, что они являются объектом незаконного вмешательства.
Комментарий к п.9.1. ФАП ОрВД: аварийное оповещение осуществляется по всем ВС в контролируемом воздушном пространстве, в неконтролируемом воздушном пространстве при условии, что у диспетчера есть информация о полёте ВС (план или любая другая форма информации). Аварийным оповещением обеспечиваются все «захваченные» или «предположительно захваченные» ВС.
ФАП ОрВД 9.1.2. При возникновении аварийной ситуации с воздушным судном, находящимся под управлением органа диспетчерского обслуживания подхода или органа аэродромного диспетчерского обслуживания, данный орган ОВД немедленно уведомляет об этом соответствующий орган районного диспетчерского обслуживания, который, в свою очередь, уведомляет координационный центр поиска и спасания.
Комментарий к п.9.1.2. ФАП ОрВД: согласно «Схемы оповещения филиала» органом районного диспетчерского обслуживания является РЦ ЕС ОрВД Магадан. В случае аварийной ситуации аэродромные органы (ДПП, СДП, «Вышка»), согласно схемы филиала, уведомляют об аварийной ситуации центр планирования и РПР РЦ ЕС ОрВД Магадан, тем самым выполняется пункт 9.1.2 ФАП ОрВД. Как правило, подача ALR осуществляется сразу после подачи сигнала «Тревога», по команде руководителя полётов, когда им определены все подробности и стадия аварийного оповещения. Диспетчер планирования на аэродроме (ГОП ВД) получив указание РП, отправляет телеграмму ALR с указанием стадии аварийного положения согласно ТС. Если диспетчер планирования на аэродроме отсутствует (КДП МВЛ или ДП «Вышка») – сигнализировать аварийно-спасательной команде, сообщать о событии РЦ ЕС ОрВД Магадан и подавать телеграмму ALR диспетчер ОВД обязан самостоятельно и/или с помощью старшего диспетчера, РП – кому он оперативно подчиняется.
9.1.3. В отдельных случаях, когда это безотлагательно требуется в связи с создавшейся обстановкой, соответствующий диспетчерский пункт аэродрома или диспетчерский пункт подхода сначала оповещает все соответствующие местные аварийно-спасательные службы, которые могут оказать необходимую немедленную помощь, а затем принимает другие необходимые меры для введения их в действие.
Пункт 9.1.3 ФАП ОрВД имеет прямое отношение к разделу «Аварийно-спасательное обеспечение полётов» ФАП ПиВП (на схеме филиала – синие стрелки).  При авиационном событии на аэродроме, в районе аэродрома диспетчер ДПП/ДПК/ПДП/СДП/ДПР/Вышка/КДП МВЛ объявляет соответствующий сигнал («Готовность» или «Тревога») согласно «Схемы оповещения аэродрома», а после этого действует согласно «Схемы оповещения филиала».
Разберём п.9.2. ФАП ОрВД, где описаны все три аварийные стадии.
9.2. Органы ОВД, за исключением случаев, указанных в пункте 9.5 (примечание: в п.9.5. указано о сообщении эксплуатанту о событии  до уведомления АКПС)   настоящих Правил, немедленно уведомляют АКПС о том, что ВС  находится в одной из стадий аварийного положения:
а) за исключением случаев, когда не имеется никаких сомнений относительно безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц СТАДИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ характеризуется состоянием, когда наступает одно из следующих событий:
Примечание: Примечание: согласно п.32.2. ТС  «INCERFA» или «ИНЦЕРФА».
-                от воздушного судна не получено никаких сообщений по прошествии 30 минут после того времени, когда должно было быть получено сообщение, либо после первой неудачной попытки установить связь с таким воздушным судном, в зависимости от того, что наступает раньше;

Комментарий: Согласно п.1. Статьи 86 Воздушного кодекса РФ Воздушное судно признается терпящим бедствие, если с воздушным судном, потеряна связь и его место нахождения неизвестно.
1. Диспетчер звал ВС по всем каналам, но борт не ответил – наступает «СТАДИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ», при этом отметка на экране локатора, информация что ВС находится в безопасности отсутствует.
2. Экипаж не вышел на связь в назначенное время, диспетчер в течение 30 минут  производил поиск ВС по всем каналам. Отметка на экране локатора, информация что ВС находится в безопасности отсутствует. По истечении 30 минут наступает «СТАДИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ».
3. Когда обязательна двухсторонняя радиосвязь (ВП класса А, С, G при полетах ППП) диспетчер обязан вызывать экипаж по всем каналам сразу же по факту отсутствия доклада. В этом случае диспетчер обязан сразу объявить «СТАДИЮ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ» и подать телеграмму RCF (самостоятельно или с помощью ГОП ВД).
Согласно п.10 ФП ИВП при полетах в воздушном пространстве класса G по ПВП не обязательно наличие постоянной двухсторонней радиосвязи. В этом случае, согласно протокола методического совещания МТУ ВТ «Порядок ведения радиосвязи пользователей ВП, осуществляющих полёты в воздушном пространстве класса  G» от 17 мая 2013 г., диспетчер должен  в течение периода времени продолжительностью 30 минут принимать меры для получения такого донесения всеми имеющимися средствами (ОВЧ/ВЧ (включая аварийные частоты), телефоны). По истечении этого времени объявляется «СТАДИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ».
-                воздушное судно не прибывает в течение 30 минут после расчетного времени прибытия, сообщенного им в последней передаче или рассчитанного органами обслуживания воздушного движения, в зависимости от того, какое из них позднее;
Комментарий: по расчёту диспетчера (может быть по ФПЛ, по временному графику процедурного контроля) посадка должна быть в 10:00, борт дал расчётное время посадки в 10:10. Выбирается позднее время – 10:10 и прибавляется 30 минут. В 10:40 не получено информации о прибытии ВС - наступает «СТАДИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ».
б) за исключением случаев, когда имеются данные, устраняющие опасения относительно безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц, «СТАДИЯ ТРЕВОГИ» характеризуется состоянием, когда наступает одно из следующих событий:
Примечание: согласно п.32.2. ТС «ALERFA» или «АЛЕРФА».
-                после наступления СТАДИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ и при последующих попытках установить связь с воздушным судном или запросах в другие соответствующие источники не удалось получить какие-либо сведения о воздушном судне;

Комментарий: ранее была объявлена «СТАДИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ», но последующие попытки установить связь и получить данные о ВС безуспешны - необходимо объявить «СТАДИЮ ТРЕВОГИ».
-                воздушное судно, получившее разрешение на посадку, не производит посадки по прошествии пяти минут после расчетного времени посадки и связь с данным воздушным судном вновь не установлена;

Комментарий: применяется только при посадке на контролируемом аэродроме.
-                получена информация, указывающая на то, что эксплуатационное состояние воздушного судна ухудшилось, но не настолько, что возможна вынужденная посадка;

Комментарий: Все случаи, когда экипаж не запрашивает и не идёт на аварийную посадку: отказы бортовых систем не требующие немедленной посадки, но угрожающие дальнейшему безопасному выполнению полёта, запах дыма в кабине, разгерметизация. В некоторых случаях, ВС с одним отказавшим двигателем может продолжить полёт, заняв эшелон ниже. В этом случае объявляется «СТАДИЯ ТРЕВОГИ».
-                известно или предполагается, что воздушное судно стало объектом незаконного вмешательства;

Комментарий: В случаях захвата ВС (или предположения захвата) всегда объявляется «СТАДИЯ ТРЕВОГИ».
в) за исключением тех случаев, когда имеется обоснованная уверенность в том, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам не угрожает серьезная и непосредственная опасность и требуется немедленная помощь, «СТАДИЯ БЕДСТВИЯ» характеризуется состоянием, когда наступает одно из следующих событий:
Примечание: согласно п.32.2. ТС «DETRESFA» или «ДЕТРЕСФА».
-                после наступления «СТАДИИ ТРЕВОГИ» дополнительные безуспешные попытки установить связь с воздушным судном и безрезультатные запросы в более широком масштабе указывают на вероятность того, что воздушное судно терпит бедствие;

Комментарий: «СТАДИЮ ТРЕВОГИ» была уже объявлена и последующие попытки установить связь и получить данные о ВС безуспешны, в этом случае необходимо объявить «СТАДИЮ БЕДСТВИЯ».
-                считается, что запас топлива на борту израсходован или недостаточен для достижения безопасного места;

Комментарий: Диспетчер может рассчитать запас топлива путём анализа ФПЛ, тактико-технических характеристик ВС, данных о его заправке с аэродрома вылета. Исходя из таких расчётов, может быть объявлена «СТАДИЯ БЕДСТВИЯ».
-                получена информация, указывающая на то, что эксплуатационное состояние воздушного судна ухудшилось настолько, что возможна вынужденная посадка;

Комментарий: У ВС Ил-96 четыре двигателя. При отказе одного двигателя, ВС может продолжить полёт (не идти на вынужденную посадку). Если отказал единственный двигатель или оба двигателя, или более двух двигателей для ВС с тремя или четырьмя силовыми установками, пожар ВС, разгерметизация и т.д. - в тех случаях, когда следует полагать, что возможна вынужденная посадка - всегда объявляется «СТАДИЯ БЕДСТВИЯ».
-                получена информация или имеется обоснованная уверенность в том, что воздушное судно собирается выполнить или выполнило вынужденную посадку.

Комментарий: Экипаж докладывает о намерении выполнить (или уже произвел)  вынужденную посадку на аэродроме или вне аэродрома - объявляется «СТАДИЯ БЕДСТВИЯ».
Рассмотрим следующие пункты ФАП ОрВД, касаемо аварийного оповещения.
ФАП ОрВД 9.4. В случае уверенности или при предположении, что воздушное судно находится в аварийном положении, маршрут его полета органом ОВД прокладывается на карте для определения вероятного последующего местоположения этого воздушного судна и его максимального удаления от последнего известного местоположения.
9.4.1. На карте также прокладываются маршруты полетов других воздушных судов, о которых известно, что они находятся вблизи соответствующего воздушного судна, для определения их вероятного последующего местоположения и максимальной продолжительности полета
Комментарий: в случаях аварийного положения диспетчер прокладывает на карте маршрут аварийного ВС, также на карте прокладываются маршруты других ВС, находящихся поблизости.
9.5. В том случае, когда районный диспетчерский центр или центр полетной информации решает, что воздушное судно находится в стадии неопределенности или в стадии тревоги, он, когда это практически возможно, сообщает об этом эксплуатанту до уведомления координационного центра поиска и спасания.
Комментарий: Когда решается вопрос: «в какой стадии ВС?» «неопределенности» или «тревоги»,  МДП, РЦ или ЦПИ если это практически возможно, сообщает об этом эксплуатанту, например «ЧукотАВИА») до оповещения КЦПС.

Подача стандартных сообщений касающихся аварийного положения согласно Табеля сообщений.
При аварийном положении, в зависимости от ситуации, диспетчер обязан подготовить самостоятельно или при помощи специалиста планирования специальные сообщения ALR, RCF, ALD по сети АФТН, согласно Табеля сообщений (ТС). Данные телеграммы даются по команде руководителя полётов или старшего диспетчера. При отсутствии РП (старшего диспетчера) на аэродроме, подготовка отправка специального сообщения выполняется диспетчером самостоятельно.
 ТС п.32. Стандартные сообщения, касающиеся аварийного положения, включают в себя:
ALR - аварийное оповещение;
RCF - отказ радиосвязи;
ALD - первичное сообщение об авиационном событии.
Рассмотрим, первое стандартное сообщение ALR. Согласно п.32.1.
ТС п.32.1. Стандартное сообщение ALR подается органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) во всех случаях, когда необходимо уведомить координационный центр поиска и спасания о том, что воздушное судно находится в одной из стадий аварийного положения.
Согласно п. 13.1 Приложения к Табелю сообщений, сообщение ALR подаётся «немедленно при нахождении воздушного судна в одной из стадий аварийного положения».
Комментарий:  Когда стадия аварийного положения определена, для своевременного поиска и спасания, немедленно подаётся стандартное сообщение ALR.
ФАП ОрВД п.9.2.1. Уведомление содержит следующую имеющуюся информацию в указанном порядке:
а) аварийная стадия;
б) орган, распространяющий аварийное оповещение;
в) характер аварийной обстановки;
г) существенная информация из плана полета;
д) орган, который был на связи в последний раз, время и использованная частота;
е) последнее донесение о местоположении и способ определения последнего;
ж) окраска и отличительная маркировка воздушного судна;
з) любые действия, предпринятые органом, передающим уведомление;
и) другие относящиеся к событию сведения.
Комментарий к п.32.1. ТС и п.9.2.1. ФАП ОрВД:
Для того чтобы правильно составить сообщение ALR, необходимо знать стадию аварийного положения, иметь данные плана полёта, характер аварийной обстановки, а также другую информацию перечисленную в п.9.2.1. ФАП ОрВД. При отсутствии данных указывается «НИЛ» или «НЕИЗВЕСТНО».



Примеры сообщений АЛР в зависимости от события и стадии аварийного положения:
СС УХХХЗЬЦЦ УХХХЗДЗЬ УУУВЫВЫЬ УХХХПОЬЬ УХПППОЬЬ УХККПОЬЬ УХМУРАДД  УХМА РААД
          232145 УХМАЗТЗЬ
(АЛР-ИНЦЕРФА/УХМАЗФЗЬ/ДОКЛАД НЕ ПОЛУЧЕН ВОВРЕМЯ/
АД9450-ИН-МИ8/М-С/Ц-УХМА2115-К0200М030 УХАО УХМО 0240 УХМА-ЕЕТ/УХММ0020 СТС/24 ОПР/ЧУКОТАВИА ФИО/СИДОРОВ                                                     РМК/ПОСАДКА СОГЛАСОВАНА БЕЗ СРО ДОФ/141223/АД/МДПАНАДЫРЬ/2144УТЦ/УКВ131,0/ТАНУР2140 ПО ДОКЛАДУ ЭКИПАЖА/ОРАНЖЕВЫЙ/ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПОИСК ВС ПО ВСЕМ КАНАЛАМ СВЯЗИ РП ИВАНОВ И.И.)

(АЛР-АЛЕРФА/УХМАЗФЗЬ/АКТ НЕЗАКОННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА/АД9471-ИН-АН24/М-С/Ц-УХМА2305-К0400Ф170 АКИСА Б244 НБ В50 ЛА-УХМЛ 0140 УХМА-ЕЕТ/УХММ0020 СТС/24 ОПР/ЧУКОТАВИА ФИО/БОРИСОВ МИН/60 0.8                                                    РМК/ПОСАДКА СОГЛАСОВАНА БЕЗ СРО ДОФ/141223/АД/МДП АНАДЫРЬ/2314УТЦ/УКВ131,0/АКИСА2314 РЛК/НИЛ/ВООРУЖЕННЫЕ ЗАХВАТЧИКИ ТРЕБУЮТ СЛЕДОВАТЬ НА ПРОВИДЕНИЯ ДЛЯ ДОЗАПРАВКИ РП ИВАНОВ И.И.)
(АЛР-ДЕТРЕСФА/УХМАЗТЗЬ/ПОЖАР НА БОРТУ/АД9471-ИН-АН24/М-С/Ц-УХМА2315-К0400Ф170 АКИСА Б244 НБ В50 ЛА-УХМЛ 0140 УХМА-ЕЕТ/УХММ0020 СТС/24 ОПР/ЧУКОТАВИА ФИО/БОРИСОВ МИН/60 0.8                                                    РМК/ПОСАДКА СОГЛАСОВАНА БЕЗ СРО ДОФ/141223/АД/ДПП АНАДЫРЬ/2324УТЦ/УКВ124,0/НИЛ/БЕЛЫЙ КРАСНЫЙ/ОБЪЯВЛЕНА ТРЕВОГА АСК АЭРОПОРТА АНАДЫРЬ/БОРТ ВЫПОЛНЯЕТ ПОСАДКУ ВНЕ АЭРОДРОМА А-060 Д-65 ОТ УХМА РП ИВАНОВ И.И.)



Порядок аварийного оповещения на аэродроме, в районе аэродрома.
Вид обслуживания
Наименование органа ОВД
Место
Технология при аварийном оповещении
Аэродромное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода
СДП/ДПР/Вышка/ПДП/ДПК, ДПП (при наличии ГОП ВД)
Район аэродрома, аэродром: авиационное происшествие на земле - площади маневрирования, летном поле,  а также при заходе на посадку, после взлёта.
- объявить сигнал «Тревога» АСК аэропорта (через диспетчера ГОП ВД);
- включить звуковую сигнализацию аварийно-спасательной службы (при наличии сигнализации);
- сообщить РП (старшему диспетчеру);
- уведомить о событии ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
Примечание: сообщение ALR с отправляет диспетчер ГОП ВД по команде РП. (стадию АО определяет РП).
Диспетчерский пункт аэродрома без ГОП ВД (КДП МВЛ, ДП «Вышка» вне регламента)
- объявить сигнал «Тревога» АСК аэропорта (самостоятельно по циркуляру ГГС);
- включить звуковую сигнализацию аварийно-спасательной службы (при наличии сигнализации);
- сообщить РП (старшему диспетчеру);
- уведомить событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- по команде РП (старшего диспетчера) подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО определяет РП (старший диспетчер).


* центр планирования РЦ ЕС ОрВД Магадан







Порядок аварийного оповещения при осуществлении районного диспетчерского обслуживания
Вид  обслуживания
Наименование органа ОВД
Место
Технология при аварийном оповещении
Районное диспетчерское обслуживание
РЦ, МДП
аварийное ВС принимает решение следовать на аэродром или в район близлежащего аэродрома
- в зависимости от расчётного времени прибытия объявить сигнал «Готовность»  или «Тревога» АСК аэропорта (через диспетчера ГОП ВД);
- сообщить РП/старшему диспетчеру;
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- по команде РП (старшего диспетчера) подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО определяет РП или старший диспетчер).
Аварийное ВС находится за пределами района аэродрома
- сообщить РП/старшему диспетчеру;
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- объявить сигнал «ТРЕВОГА» или «ГОТОВНОСТЬ» дежурному экипажу и РПСБ;
- по команде РП (старшего диспетчера) подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО определяет РП или старший диспетчер).
Отказ радиосвязи в полёте (при требовании постоянной двухсторонней связи в ВП класса «А», «С», при полёте ППП в ВП класса «G»)


- сообщить РП/старшему диспетчеру;
- по истечении пяти минут безуспешных попыток установить связь, отправить сообщение RCF согласно ТС;
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- по команде РП (старшего диспетчера) подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО определяет РП или старший диспетчер
Отсутствие доклада о пролёте ПОД, посадке при полёте ПВП в класса «G» (ВС не наблюдается на локаторе, нет другой информации о ВС)
- сообщить РП/старшему диспетчеру;
- в течение периода времени продолжительностью 30 минут принимать меры для получения такого донесения всеми имеющимися средствами (ОВЧ/ВЧ (включая аварийные частоты), телефоны);
- объявить сигнал «ТРЕВОГА» или «ГОТОВНОСТЬ» дежурному экипажу и РПСБ;
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- по команде РП (старшего диспетчера) подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО определяет РП или старший диспетчер)

* центр планирования РЦ ЕС ОрВД Магадан

Порядок аварийного оповещения при осуществлении полётно-информационного обслуживания, в воздушном пространстве класса G.
Вид обслуживания
Наименование органа
Место
Технология при аварийном оповещении
Полётно-информационное обслуживание
ЦПИ
аварийное ВС принимает решение следовать на аэродром или в район близлежащего аэродрома
- передать расчётное время прибытия диспетчеру аэродрома следования;
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО диспетчер определяет самостоятельно);

Аварийная ситуация или отказ связи, ВС находится за пределами районов аэродрома
- объявить сигнал «ТРЕВОГА» или «ГОТОВНОСТЬ» дежурному экипажу и РПСБ;
 (при наличии на аэродроме РПСБ, ПСВС синие стрелки на схеме №3);
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО диспетчер определяет самостоятельно);
Отказ связи, отсутствие доклада (о пролёте ПОД, посадке)
ПВП

- в течение периода времени продолжительностью 30 минут принимать меры для получения такого донесения всеми имеющимися средствами (ОВЧ/ВЧ (включая аварийные частоты), телефоны);
- объявить сигнал «ТРЕВОГА» или «ГОТОВНОСТЬ» дежурному экипажу и РПСБ;
 (при наличии на аэродроме РПСБ, ПСВС синие стрелки на схеме №3);
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО диспетчер определяет самостоятельно);

ППП
по истечении пяти минут безуспешных попыток установить связь:
- отправить сообщение RCF согласно ТС;
- объявить сигнал «ТРЕВОГА» или «ГОТОВНОСТЬ» дежурному экипажу и РПСБ;
 (при наличии на аэродроме РПСБ, ПСВС синие стрелки на схеме №3);
- уведомить о событии  ЦП* и РПР РЦ Магадан по ГГС, ТЛФ;
- подготовить и отправить сообщение ALR согласно ТС, п.9.2.1 ФАП ОрВД (стадию АО диспетчер определяет самостоятельно);

* центр планирования РЦ ЕС ОрВД Магадан

Заключение

Изучив руководящие документы гражданской авиации можно сделать следующие выводы:
1. Аварийно-спасательного обеспечение полётов (АСОП) согласно ФАП ПиВП проводится только на аэродроме и в районе аэродрома в дополнение к Аварийному оповещению из главы 9 ФАП ОрВД, для своевременной готовности служб аэропорта (в первую очередь пожарная охрана). Сигналы оповещения объявляются:
 "Тревога" - в случаях, когда авиационное происшествие произошло внезапно или когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 минут;
"Готовность" - в случаях, когда до ожидаемой посадки на данном аэродроме воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 минут и более.
2. В отличие от АСОП, аварийное оповещение применяется во всех случаях требующих немедленного поиска и спасания. Аварийное оповещение выполняется всеми органами ОВД, как в пределах, так и за пределами районов аэродромов, при любом аварийном случае, нападении на экипаж, а также при отказе радиосвязи (отсутствии донесения). Для поиска и спасания, координационным центром могут быть задействовано множество служб: ПАСОП ближайших аэропортов, РПСБ, ФСБ, МЧС, МВД, морской, речной транспорт и т.д.
Аварийное оповещение состоит из трёх стадий: «НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ – ИНЦЕРФА», «ТРЕВОГИ – АЛЕРФА», «БЕДСТВИЯ – ДЕТРЕСФА», которые объявляются посредством информирования координационных центров поиска и спасания (подача сообщения ALR, телефоны).
Персоналу ОВД следует знать и правильно применять на практике порядок аварийного оповещения  изложенный в разделе IX. ФАП ОрВД, а также особенности аварийно-спасательного обеспечения полётов на аэродроме согласно ФАП «Подготовка и выполнение полётов». Этим самым обеспечивается безопасность полётов и выполняются прямые задачи обслуживания воздушного движения.
До введения аварийной стадии диспетчер, по возможности, должен  прояснить ситуацию у экипажа и других достоверных источников, чтобы объективно определить уровень опасности для воздушного судна и находящихся на его борту лиц.  В любом случае, когда очевидно или предположительно нужна помощь, специалистам ОВД не следует медлить с осуществлением аварийного оповещения.


Список использованной литературы

1.      Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138
2.      ФАП «Организация воздушного движения в Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293
3.      ФАП «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утв. приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128
5.      Инструкция по поиску и спасанию в ДВ регионе.
6.      «Аварийный план аэропорта Анадырь».

7.      Схема оповещения и вызова дежурных сил и средств при поступлении информации о бедствии и при авиационных и чрезвычайных происшествиях, авиационных инцидентах в границах ответственности филиала «Аэронавигация Северо-Востока».